на главную страницу

карта сайта

отправить письмо

Поиск по сайту:

Член Правительства Санкт-Петербурга - председатель Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга

Михаил Наумович Бродский

Сегодня года.
Регулирование долга Санкт-Петербурга

В работе рассматриваются два законопроекта, регулирующих вопросы долга Санкт-Петербурга и предложенных для принятия Законодательному Собранию Санкт-Петербурга: проект Закона Санкт-Петербурга «О долге Санкт-Петербурга» (разработчик М. И. Пирогов) (в дальнейшем проект №1) и проект Закона Санкт-Петербурга «О государственном долге Санкт-Петербурга», который разработан М. Н. Бродским, В. Л.  Евтуховым , А. А.  Ливеровским , И. Б. Матвеевым в соответствии с программой движения «Блок Ю. Болдырева » (в дальнейшем проект №2).

            На основе произведенного анализа представляется возможным прийти к следующим выводам:

            1. Оба проекта закона примерно одинаково определяют виды обязательств, формирующих долг Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 1 проекта №1 и пункт 1 статьи 3 проекта №2).

            Однако проект №1 дополняет этот перечень обязательствами в виде «обязательств, возникающих из договоров, заключенных во исполнение утвержденного бюджета», что представляется разумным и обоснованным.

            С другой стороны, проект №2 включает в данный перечень «долговыми обязательствами, возникшими из обязатель ств пр ошлых лет», что также представляется разумным, так как позволяет сконцентрировать внимание на просроченной задолженности, которая характеризует Санкт-Петербург как неисправного должника и недисциплинированного плательщика.

            В итоге представляется целесообразным комбинирование указанных статей обоих проектов, что улучшит качество Закона в целом.

            2. Обозначенная выше структура долга Санкт-Петербурга, определяемая видами долговых обязательств, удачно, по нашему мнению, дополняется предложенной частью 1 статьи 2 проекта №1 структурой этого долга, определяемой строением самого денежного обязательства.

            3. При определении понятия «реструктуризация долга» (пункт 2 статьи 1 проекта №1 и пункт 3 статьи 1 проекта №2) лучше всего, на наш взгляд, воспроизвести понятие, данное в пункте 1 статье 105 Бюджетного кодекса РФ.

              При этом следует учитывать, что оба проекта исходят из гражданско-правовой природы отношений, порождающих обязательства, совокупность которых формирует долг Санкт-Петербурга. Это означает, что при исполнении этих обязательств (т. е. при погашении долга) следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса, не допускающего одностороннее изменение условий договора, и, в частности, нормой пункта 4 статьи 817 ГК, согласно которой «изменение условий выпущенного в обращение государственного займа не допускается».

            В связи с этим следует предупредить соблазн использования механизма реструктуризации долга в качестве односторонне-властного финансово-правового инструментария, как это сделало Правительство Кириенко, которое попыталось решить порожденные огромными долгами финансовые проблемы государства за счет общества, что привело к развалу экономики страны, не спася, кстати, от развала и сами государственные финансы.

            4. Проект №1 не решает весьма важный вопрос, какой же орган несет персональную ответственность за погашение и обслуживание долга Санкт-Петербурга (Бю джетный кодекс РФ использует для этих целей термин «управление долгом»).

            В этом смысле более удачной представляется редакция проекта №2, которая возлагает обслуживание долга на Администрацию Санкт-Петербурга. Но вместе с тем непонятно, почему на этот орган возлагается лишь обслуживание долга, и неясно, кто будет осуществлять его погашение . При этом следует иметь в виду, что Бюджетный кодекс РФ использует понятия «обслуживание» и «погашение» долга как имеющие различное содержание.

            5. Полезными (в первую очередь с точки своего информативного значения и достижения большей ясности при пользовании Законом) представляются статьи 6, 9 и 10 проекта №2, где соответственно даны понятия «договора государственного займа Санкт-Петербурга», «кредитного договора Санкт-Петербурга» и «договора поручительства Санкт-Петербурга».

            Не только полезными, а совершенно необходимыми являются пункты вторые указанных статей, где определен механизм заключения указанных договоров.

            6. Вызванные громадным и постоянно возрастающим государственным долгом финансовые кризисы в Бразилии, Аргентине, Индонезии, Мексике и, наконец, в России, оказавшейся в долговой яме и теперь полностью зависящей от долговых подачек зарубежных кредиторов, где эти новые кредиты лишь будут усугублять болезненное состояние экономики, со всей очевидностью показали, что пользоваться таким методом добывания государством денежных средств, как государственные заимствования, надо чрезвычайно осторожно.

            Задача рассматриваемого Закона, с которой, кстати, совершенно не справился Бюджетный кодекс РФ, состоит, по нашему мнению, в том, чтобы:

            во-первых, поставить заслон для бездумных, расточительных и неконтролируемых государственных заимствований, для чего необходимо ужесточить порядок принятия решения об использовании данного метода привлечения денежных сре дств в б юджет;

            во-вторых, ограничить объем этих заимствований, ограничив их крайними случаями и производя с условием заранее определенных источников их погашения граждане за счет взимаемых с них налогов не обязаны погашать долги обанкротившейся власти. Так, если заимствование производится на цели инвестирования какого-либо проекта, то этот проект должен быть самоокупаемым, т. е. выступить источником погашения соответствующего долга;

            в-третьих, ограничить (если вообще не прекратить) практику предоставления всякого рода государственных гарантий и поручительств город не обязан брать на себя долги частных предпринимателей, не способных вести дела и паразитирующих на городском бюджете;

            в-четвертых, создать механизм, обеспечивающий рациональное, эффективное и целевое использование денежных средств, полученных посредством государственных заимствований;

            в-пятых, создать механизм, обеспечивающий полное и своевременное погашение государственных долгов.

            Кое-что в этом направлении рассматриваемые проекты предусматривают.  

            Так, заслуживает внимания предусмотренное частями 2 и 3 статьи 2 проекта №1 образование целевого бюджетного фонда погашения долгов.

            Указанным целям отвечает статья 7 проекта №2, предусматривающая разработку программы государственных займов Санкт-Петербурга.

            Вместе с тем представляются завышенными предельный размер государственного долга Санкт-Петербурга, установленный пунктом 2 статьи 5 проекта №2 в размере доходов бюджета, а также предельного объема заемных средств, направляемых на финансирование бюджета, установленного пунктом 1 статьи 8 этого проекта. Установленные этими статьями нормативы не только не будут тормозить рост государственного долга, а напротив, стимулировать его, подтверждением чему выступает Бюджетный кодекс РФ, предусматривающий аналогичные нормативы. Чем это закончилось говорить излишне.

 

Приложение

 

ПРОЕКТ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА *

 

О долге Санкт-Петербурга

 

            Статья 1.

            В настоящем Законе понятия и термины используются в следующих значениях:

            1. Долг Санкт-Петербурга (далее долг) следующие виды денежных обязательств Санкт-Петербурга:

            обязательства по договорам займа Санкт-Петербурга;

            обязательства по кредитным договорам Санкт-Петербурга;

            обязательства, возникающие из договоров поручительства Санкт-Петербурга;

            обязательства, возникающие из договоров, заключенных во исполнение утвержденного законом Санкт-Петербурга на соответствующий год бюджета текущих расходов и бюджета развития в части ассигнований на инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями, не исполненные в соответствующем бюджетном году, в случае, если стороной договора является Санкт-Петербург в лице губернатора Санкт-Петербурга, Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга, отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга.

            2. Реструктуризация долга изменение одного или нескольких параметров долга, не приводящее к увеличению общего объема долга.

            Параметры долга вид обязательства, основание возникновения обязательства, срок исполнения обязательства, размер обязательства и иные условия обязательства.

            3. Кассовые разрывы временный недостаток доходов бюджета Санкт-Петербург, возникающий в связи с неравномерностью поступления доходов в бюджет Санкт-Петербурга в течение финансового года.

 

            Статья 2.

            Размер средств на погашение и обслуживание долга устанавливается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга при утверждении бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год и определяется как сумма следующих составляющих:

            основная сумма долга, требующая погашения в соответствующем финансовом году;

            проценты, начисляемые на основную сумму долга и подлежащие возмещению в соответствующем финансовом году;

            иные расходы, связанные с привлечением, обслуживанием и возвратом долга в соответствующем финансовом году.

            При утверждении бюджета Санкт-Петербурга образуются целевые бюджетные фонды погашения долгов и целевые бюджетные инвестиционные фонды.

            Расходы указанных в настоящей статье целевых бюджетных фондов являются защищенными расходами бюджета Санкт-Петербурга.

            Размер средств на погашение обязательств, возникающих из договоров поручительства Санкт-Петербурга, предусматривается в бюджете Санкт-Петербурга в объеме, в котором погашение этих обязательств должниками предусмотрено в текущем финансовом году.

 

            Статья 3.

            Санкт-Петербург выпускает займы Санкт-Петербурга на инвестиционные цели, привлекает кредиты для покрытия кассовых разрывов, реструктуризации долга.


 

            Статья 4.

            При утверждении бюджета Санкт-Петербурга Законодательное Собрание Санкт-Петербурга определяет общий предельный объем денежных средств, который может быть заимствован Санкт-Петербургом в соответствующем бюджетном году, в том числе:

            на инвестиционные цели;

            на покрытие кассовых разрывов;

            на реструктуризацию долга.

 

            Статья 5.

            Долг Санкт-Петербурга учитывается в Долговой книге Санкт-Петербурга Администрацией Санкт-Петербурга.

            Долговая книга Санкт-Петербурга реестр обязательств, составляющих долг, в котором приведены размеры, сроки исполнения и иные условия обязательств.

            Форма Долговой книги Санкт-Петербурга, порядок ее ведения определяются Администрацией Санкт-Петербурга.

            Погашение долга в полном объеме или частично является основанием для исключения долга из Долговой книги Санкт-Петербурга или уменьшение его величины.

 

            Статья 6.

            Настоящий Закон вступает в силу с 1 июня 1999 года.

 

Губернатор Санкт-Петербурга                                                                                              В. А. Яковлев

 

 

ПРОЕКТ ЗАКОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА *

 

О государственном долге Санкт-Петербурга

 

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

1. Государственный долг Санкт-Петербурга совокупность долговых обязательств Санкт-Петербурга.

2. Долговые обязательства Санкт-Петербурга обязательства, в силу которых Санкт-Петербург (должник) обязан уплатить другому лицу (кредитору) денежные средства.

3. Реструктуризация государственного долга Санкт-Петербурга исполнение Санкт-Петербургом (полное или частичное) долговых обязательств Санкт-Петербурга, осуществляемое с одновременным принятием на себя новых долговых обязательств Санкт-Петербурга в тех же объемах, но с иными условиями обслуживания долговых обязательств и сроков их исполнения.

 

Статья 2. Основания возникновения и сроки выполнения долговых обязательств

1. Долговые обязательства Санкт-Петербурга возникают из заключенных Санкт-Петербургом договоров, в которых Санкт-Петербург выступает должником.

2. Долговые обязательства выполняются Санкт-Петербургом в сроки, определяемые договорами, из которых возникли соответствующие обязательства. Предусматриваемые Санкт-Петербургом в договорах сроки выполнения долговых обязательств Санкт-Петербурга не могут превышать 30 лет, если иные сроки не установлены федеральными законами.

 

Статья 3. Классификация долговых обязательств Санкт-Петербурга

1. Устанавливаются следующие виды долговых обязательств Санкт-Петербурга:

долговые обязательства, возникшие из договоров государственного займа Санкт-Петербурга,

долговые обязательства, возникшие из кредитных договоров Санкт-Петербурга,

долговые обязательства, возникшие из договоров поручительства Санкт-Петербурга,

долговые обязательства, возникшие из договоров, в соответствии с которыми Санкт-Петербург принял на себя долговые обязательства, которые ранее являлись обязательствами третьих лиц,

долговые обязательства, возникшие из договоров Санкт-Петербурга о продлении и реструктуризации долговых обязательств Санкт-Петербурга прошлых лет,

долговые обязательства, возникшие из иных договоров Санкт-Петербурга, в которых Санкт-Петербург выступает должником.

            2. Классификация долговых обязательств Санкт-Петербурга является неотъемлемой частью бюджетной классификации Санкт-Петербурга.

 

Статья 4. Обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга

Обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга осуществляет Администрация Санкт-Петербурга в соответствии с законом Санкт-Петербурга.

При обслуживании государственного долга Санкт-Петербурга не допускается дискриминация каких-либо категорий кредиторов, в том числе физических лиц.

 

Статья 5. Предельный размер государственного долга Санкт-Петербурга

1. Законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год устанавливается предельный размер государственного долга Санкт-Петербурга в соответствующем финансовом году.

2. Предельный размер государственного долга Санкт-Петербурга, если иное не установлено федеральным законом, не должен превышать объема доходов бюджета Санкт-Петербурга без учета финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

 

Статья 6. Государственные займы Санкт-Петербурга

1. Под договором государственного займа Санкт-Петербурга понимается договор, заключаемый путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций Санкт-Петербурга или иных государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств, или в зависимости от условий займа иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.

2. Эмитентом государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга выступает Администрация Санкт-Петербурга, осуществляющая указанные функции в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга. Администрация Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга выпускает государственные займы Санкт-Петербурга исключительно на инвестиционные цели.

 

Статья 7. Программа государственных займов Санкт-Петербурга

1. Программа государственных займов Санкт-Петербурга представляет собой перечень государственных займов Санкт-Петербурга, выпускаемых в очередном финансовом году, с указанием видов выпускаемых займов, условий выпуска, объемов заимствований по каждому виду выпускаемого государственного займа Санкт-Петербурга и общего объема заимствований.

2. Проект программы государственных займов Санкт-Петербурга на очередной финансовый год разрабатывается Администрацией Санкт-Петербурга и представляется в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга одновременно с проектом бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

3. К проекту программы государственных займов Санкт-Петербурга в качестве справочного материала прилагаются документы о выпущенных ранее государственных займах Санкт-Петербурга, долговые обязательства по которым Санкт-Петербургом не выполнены.

4. Программа государственных займов Санкт-Петербурга утверждается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга до принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год или одновременно с его принятием.

 

Статья 8. Эмиссия государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга

1. Эмиссия государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга допускается только в случае утверждения законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год следующих значений:

предельного размера государственного долга Санкт-Петербурга;

предельного объема заемных средств, направляемых Санкт-Петербургом в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета Санкт-Петербурга или программ развития Санкт-Петербурга. При этом предельный объем заемных средств, направляемых Санкт-Петербургом в течение текущего финансового года на указанные цели, не должен превышать 30 процентов объема собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.

2. В составе предельного объема заемных средств не учитываются средства:

привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга;

расходов на обслуживание (за исключением расходов на исполнение долговых обязательств) государственного долга Санкт-Петербурга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга в текущем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета Санкт-Петербурга.

3. Решение об эмиссии государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга принимается Администрацией Санкт-Петербурга в соответствии с предельными объемами заемных средств и государственного долга Санкт-Петербурга, установленными законом о бюджете Санкт-Петербурга на текущий финансовый год, а также с программой государственных займов Санкт-Петербурга.

 

Статья 9. Кредитные договоры Санкт-Петербурга

1. Кредитные договоры Санкт-Петербурга договоры, по которым кредитная организация обязуется предоставить денежные средства (кредит) Санкт-Петербургу в размерах и на условиях, предусматриваемых договором, а Санкт-Петербург обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

2. Администрация Санкт-Петербурга вправе заключать от имени Санкт-Петербурга кредитные договоры Санкт-Петербурга на основании постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, в котором определяются условия, на которых может быть заключен кредитный договор Санкт-Петербурга.

 

Статья 10. Договоры поручительства Санкт-Петербурга

1. Договоры поручительства Санкт-Петербурга договоры, в соответствии с которыми Санкт-Петербург принимает обязательства перед кредиторами третьих лиц отвечать за исполнение ими полностью или в части их обязательств.

2. Для подготовки договора поручительства, не предусмотренного законом Санкт-Петербурга, в соответствии с которым у Санкт-Петербурга возникают денежные обязательства, образуется рабочая группа на паритетных началах из представителей Администрации Санкт-Петербурга и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в количестве шести человек.

3. Замечания и предложения по договору поручительства Санкт-Петербурга, рассматриваются данной рабочей группой, которая осуществляет согласование возникших разногласий и составление текста проекта договора.

4. Договор поручительства Санкт-Петербурга подписывается и в течение месяца со дня подписания вносится губернатором Санкт-Петербурга для утверждения Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.

 

Статья 11. Отражение в бюджете Санкт-Петербурга долговых обязательств Санкт-Петербурга

1. Средства, получаемые по договорам займа Санкт-Петербурга, кредитным договорам Санкт-Петербурга указываются в бюджете Санкт-Петербурга отдельными строками по видам долговых обязательств.

2. Все денежные средства, необходимые для обслуживания долговых обязательств Санкт-Петербурга в соответствующем финансовом году, отражаются в бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год как расходы на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга и указываются в бюджете Санкт-Петербурга отдельными строками по видам долговых обязательств. В состав расходов на обслуживание долговых обязательств Санкт-Петербурга входят затраты по размещению и выплате доходов по долговым обязательствам Санкт-Петербурга.

3. Все денежные средства, необходимые для погашения (исполнения) долговых обязательств Санкт-Петербурга в соответствующем финансовом году, учитываются в бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год как расходы на погашение государственного долга Санкт-Петербурга и указываются в бюджете Санкт-Петербурга отдельными строками по видам долговых обязательств.

 

Статья 12. Долговая книга Санкт-Петербурга

1. Долговая книга Санкт-Петербурга реестр долговых обязательств Санкт-Петербурга.

2. Долговая книга Санкт-Петербурга ведется уполномоченным органом Администрации Санкт-Петербурга. Порядок ведения Долговой книги Санкт-Петербурга устанавливается губернатором Санкт-Петербурга в соответствии с положениями настоящего Закона.

3. Сведения о долговых обязательствах Санкт-Петербурга вносятся в Долговую книгу Санкт-Петербурга в трехдневный срок со дня возникновения соответствующего обязательства.

4. В Долговой книге Санкт-Петербурга по каждому долговому обязательству указываются вид и размер долгового обязательства, сроки исполнения долгового обязательства и иные сведения, определяемые губернатором Санкт-Петербурга.

 

Статья 13. Представление информации о результатах оценки долговых обязательств Санкт-Петербурга

Администрация Санкт-Петербурга ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга результаты текущей оценки долговых обязательств Санкт-Петербурга, произведенной в рублях на день составления информации по следующим составляющим:

основная сумма государственного долга Санкт-Петербурга в соответствии с заключенными договорами,

проценты, начисляемые на основную сумму государственного долга Санкт-Петербурга в соответствии с заключенными договорами,

расходы, связанные с обслуживанием государственного долга Санкт-Петербурга.

 

 

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Губернатор Санкт-Петербурга                                                                                        В. А. Яковлев


* Проект Закона Санкт-Петербурга разработан М. И. Пироговым.

* Проект Закона Санкт-Петербурга разработан А. А. Ливеровским в соответствии с программой движения «Блок Ю. Болдырева» при участии депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга М. Н. Бродского, В. Л. Евтухова , И. Б. Матвеева
 




Актуально
Правительство
Моя команда
Законодательное Собрание
Документы ЗС
Научная деятельность
Библиография
Финансовое право
Статьи
Публикации в СМИ
Опросы
Фото-архив
Биография
Обратная связь
Контакты





Создание сайта
РА АДВЕКОН

Advecon

Все права защищены © 2004-2006. Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации сайта
Электронная почта: 1151679@mail.ru