на главную страницу

карта сайта

отправить письмо

Поиск по сайту:

Член Правительства Санкт-Петербурга - председатель Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга

Михаил Наумович Бродский

Сегодня года.
О некоторых аспектах взаимодействия Правительства и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

От особенностей взаимодействия парламента и правительства во многом зависит направление развития общественных отношений. Практика показывает, что органы исполнительной и законодательной власти могут вместе успешно и плодотворно сотрудничать, решать задачи государственной важности. Согласие и взаимодействие всех ветвей власти в значительной степени определяют политическую стабильность в обществе, создают хорошие предпосылки для реализации намеченных планов.

Законодательная деятельность парламента является одной из составляющих взаимодействия государственной власти и общества, и ее результатом являются акты, непосредственно и весомо влияющие на жизнь граждан.
Влияние представительного органа власти на формирование государственной политики - важнейший и неотъемлемый атрибут правового государства. В большинстве парламентских государств решение ключевых вопросов государственной политики (управления государственной собственностью, налогообложения, экономической политики в целом, социального обеспечения) не обходится без участия представительного органа власти. Правительство должно реализовывать курс, определяемый законодательным органом.
В России сложилось предубеждение, повторяемое и в печати, и в официальных кругах, что подготовка и принятие законов  - это прерогатива представительных органов государственной власти. Но это ведь совсем не так.
Так, например, в 2003-2004 парламентском году из 169 принятых законов 99 или 58,6% внесены депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (39 – Губернатором Санкт-Петербурга и 31 – муниципальными образованиями Санкт-Петербурга). В следующем – 2004-2005 году – из 133 принятых законов депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга внесены 89 или 66,9% (54 – Губернатором Санкт-Петербурга и 17 – муниципальными образованиями Санкт-Петербурга). В 2005-2006 году из 166 принятых законов Санкт-Петербурга депутаты инициировали разработку 66 законов или 39,7% (64 – Губернатором Санкт-Петербурга и 3 – муниципальными образованиями Санкт-Петербурга). В 2006-2007 году из 130 принятых законов Санкт-Петербурга 85 внесены Губернатором Санкт-Петербурга, 43 – депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (33%) и 2 - муниципальными образованиями Санкт-Петербурга.
Законодательная инициатива - это важнейшая функция высших исполнительных органов государственной власти, которые перекладывают всю ответственность за их обсуждение в более широких кругах на законодательные органы – на парламенты. В сущности, парламенты проводят в процессе обсуждения инициатив высших исполнительных органов государственной власти их экспертизу на уровне интересов основных групп населения, которых затрагивают эти инициативы.
Авторитет Законодательного Собрания Санкт-Петербурга за последние годы чрезвычайно вырос: его голос слышен и в Российской Федерации, а через многочисленные межпарламентские связи - и за рубежом.
Продуманная профессиональная деятельность депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга стала основой успехов социально-экономического развития города. Конструктивная оппозиция, дискуссии, споры позволяют принимать законы, которые оказывают решающее влияние на эффективность управления городом. Основным механизмом планового развития города стала система социально-экономического планирования, которая включает в себя:
-         Генеральный план Санкт-Петербурга;
-         Программа социально-экономического развития;
-         ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга;
-         бюджет Санкт-Петербурга, разрабатываемый и утверждаемый на три года в форме закона Санкт-Петербурга;
-         изменения и дополнения в бюджет Санкт-Петербурга в каждом текущем году.
Связь между всеми этими документами хорошо прослеживается.
Принятая в 2005 году Программа социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы[1] уже к 2008 году потеряла свою актуальность в связи с тем, что темпы развития экономики и улучшения положения дел в социальной сфере оказались значительно более высокими, чем предполагалось в момент ее разработки. Так, например, доходы бюджета планировалось увеличить в 2008 году до 174,7 миллиардов рублей, но уже в 2006 году они достигли 215,2 миллиардов рублей. ВРП, в расчете на 1 жителя должен был возрасти в 2006 году до 165,3 тысяч рублей, по оценке он составит - 187,5 тысяч рублей. Более высокими темпами рос и уровень жизни петербуржцев: среднедушевые денежные доходы населения планировались на 2006 год в размере 12,6 тысяч рублей в месяц, фактически они возросли до 13,5 тысяч рублей. Отношение месячных среднедушевых доходов к величине прожиточного минимума возросло до 4,3, при том, что в Программе был заложен коэффициент 3,4. Валовой региональный продукт вырос на 9% и составил 240 тысяч рублей при планировавшемся уровне в 195 тысяч рублей. Аналогичная ситуация сложилась и по ряду других показателей Программы на 2005-2008 годы.
В Программе на 2008-2011 годы[2], главная цель социально-экономического развития Санкт-Петербурга определена как рост доходов и улучшение жилищных условий населения Санкт-Петербурга. Доходы и жилищные условия - наиболее значимые в данный момент составляющие качества жизни, улучшение которого согласно Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года является главной целью развития Санкт-Петербурга.
В ежегодном послании Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга от 23.04.2008 года[3] обозначены следующие основные приоритеты деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга: государственная поддержка семьи и обеспечение необратимых позитивных перемен в области демографии, радикальный прорыв в решении жилищной проблемы петербуржцев, повышение доходов населения и сокращение масштабов бедности, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, активная модернизация и строительство новой материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение безопасности жизнедеятельности, повышение конкурентоспособности Санкт-Петербурга, реализация стратегических проектов в сфере экономики и промышленности, культуры и туризма.
Одним из самых важных шагов в области государственной поддержки семьи и обеспечении необратимых позитивных перемен в демографии следует признать утвержденную в 2007 году Концепцию семейной политики в Санкт-Петербурге до 2011 года. В рамках Концепции уже действует ряд кардинальных и эффективных решений по поддержке многодетных семей и приемных родителей. Например, принят закон о мерах социальной поддержки многодетных семей[4]. Многодетным семьям, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рождении 3-х и более детей одновременно, предоставлено право на получение вне очереди жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга. Право на получение ежемесячных денежных выплат предоставлено матерям, родившим (усыновившим) и воспитавшим 5 и более детей и получающим пенсию (1500 рублей), детям из многодетных семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца (2000 рублей на каждого ребенка).Возросли единовременные выплаты при рождении ребенка и существенно расширено число семей, имеющих право на ежемесячное пособие.
В результате широких обсуждений с населением бюджетных вопросов и повышения прозрачности бюджета, организованных в стенах Мариинского дворца, в соответствии с новым законом Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге»[5] был инициирован Губернатором Санкт-Петербурга и принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга закон о поддержке семей работников бюджетных учреждений, имеющих двух и более детей[6]. Родители, каждый из которых является работником бюджетного учреждения, воспитывающие двух и более детей, получили право на получение пособия в размере 2000 рублей.
На решение демографической проблемы направлены также Законы Санкт-Петербурга «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»[7], «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге»[8], «О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге»[9].
В жилищной сфере принят пакет законов, направленных на решение застарелой жилищной проблемы.
В частности, законом о жилищных сертификатах предусмотрено содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий горожан путем предоставления семьям жилищного сертификата на приобретение дополнительной общей площади жилья, необходимой для обеспечения семьи по установленным нормам[10]. Участники указанной программы реализуют занимаемую жилую площадь и с учетом средств жилищного сертификата приобретают на рынке недвижимости Санкт-Петербурга отдельную квартиру по установленным в Санкт-Петербурге нормативам жилищной обеспеченности.
Принятие в 2007 года закона о расселении коммунальных квартир позволит расселить 57,5 тысяч коммунальных квартир в Санкт-Петербурге, улучшить жилищные условия граждан (97 тысяч семей или 214 тысяч человек) и, как следствие, сократить количество граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и граждан, признанных нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и состоящих на учете; создать благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности при расселении коммунальных квартир[11].
В апреле 2008 года городской парламент принял изменения в закон «О жилищной политике Санкт-Петербурга»[12]. В результате у города возникло право освободить собственников жилья в расселяемых домах от оплаты разницы между рыночной стоимостью расселяемого и нового жилья.
Внесение по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга изменений в Закон Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» позволит уже в самое ближайшее время включить общежития в состав жилищного фонда социального использования и наделить жильцов всеми правами, включая право на приватизацию жилого помещения[13].
На ускорение реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве Санкт-Петербурга направлены Законы Санкт-Петербурга «О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга»[14], «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с устройством внутренней системы газоснабжения объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге»[15], «О порядке управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга»[16].
Значительно увеличено финансирование программ «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения»[17], «Молодежи – доступное жилье»[18], «Развитие долгосрочного жилищного кредитования»[19].
Безусловно, принятие указанных выше документов «подстегнуло» развитие позитивных процессов в жилищной сфере.
Так, например, по итогам 2007 года с городского жилищного учета снято более 20 тысяч семей или 52 с половиной тысячи очередников, 2438 семей выехали из аварийного фонда. К такому результату не удавалось приблизиться за все постсоветские годы.
В 2008 году за счет бюджета в Санкт-Петербурге планируется построить еще не менее 500 тысяч квадратных метров, и к 2010 году обеспечить строительство не менее миллиона квадратных метров. Кроме того, в 2008 году бесплатное жилье получат более 4 тысяч семей льготников, что в 4 раза превышает показатели 2007 года. Еще более 2 тысяч льготников улучшат жилищные условия за счет бюджетных субсидий. Это будет означать, что до конца 2011 года в Санкт-Петербурге проблема аварийного жилья будет принципиально решена, а движение очереди льготных категорий граждан резко ускорится.
За последний год было принято множество документов, качественно изменивших жизнь петербуржцев, что позволило существенно продвинуть решение проблемных вопросов в сфере социальной защиты жителей Санкт-Петербурга.
Восстановлена социальная справедливость в отношении граждан старшего поколения, которые внесли большой трудовой вклад в развитие Санкт-Петербурга. Граждане, проработавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга (Ленинграда) (45 лет – мужчины и 40 лет – женщины) получили право на ежемесячную денежную выплату и скидку при оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов[20].
Увеличен размер предоставляемой пенсионерам ежемесячной социальной выплаты – на 15% от величины прожиточного минимума. Кроме того, значительно увеличено количество получателей-пенсионеров, размер пенсии которых был равен или незначительно превышал прожиточный минимум для пенсионеров.
Качество жизни жителей Санкт-Петербурга во многом зависит от системы здравоохранения. В данной сфере в 2007-2008 годах приняты Законы Санкт-Петербурга «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Санкт-Петербурге»[21], «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2008 год»[22].
В соответствии с Законом «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2008 год» в 2008 году гражданам Санкт-Петербурга будет оказана бесплатная медицинская помощь в размере 36,37 млрд. рублей. Подушевой норматив затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчете на одного человека в год составляет 7 940,32 рубля, в том числе 3 339,40 рублей - за счет средств обязательного медицинского страхования и 4 600,92 рубля - за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (в 2007 году данный показатель составлял 5 750,38 рублей, в том числе за счет обязательного медицинского страхования - 2 575,59 рублей, за счет средств бюджета - 3174,79 рублей).
Серьезной проблемой Санкт-Петербурга остается проблема низкой вовлеченности людей с ограниченными возможностями в экономические и социальные процессы.
К достижениям в указанной сфере можно отнести принятие Закона Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге»[23]. Целью данного закона является законодательное закрепление регионального перечня технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам. Региональный перечень формировался на основе предложений общественных организаций инвалидов, рядовых граждан, а также с учетом жизненно необходимых потребностей инвалидов, социальных аспектов их жизнедеятельности.
Важнейшее значение для жизни города имеет принятый в 2008 году Закон Санкт-Петербурга «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге»[24]. Закон оговаривает все формы городской поддержки субъектов малого предпринимательства. Это может быть финансовая, информационная, имущественная, консультативная поддержка, а также помощь в сфере подготовки и повышения квалификации работников предприятий. Одна из новелл закона позволяет нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга предоставлять субъектами малого и среднего бизнеса налоговые льготы. Безусловно, принятый документ стимулирует активность городских властей в вопросах поддержки малого и среднего предпринимательства, готовит законодательную почву для снижения налогов, поощряет развитие малого и среднего бизнеса в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, социальные услуги, досуг и занятость молодежи.
Как отметила в своем послании Законодательному Собранию от 23.04.2008 года Санкт-Петербурга Губернатор Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.: «Санкт-Петербург может и должен стать лидером в создании национальной инновационной системы, которая является одним из «китов» президентской «Стратегии развития России до 2020 года»[25].
В 2008 году Правительством Санкт-Петербурга подписаны концессионные договоры на строительство Западного скоростного диаметра, первая очередь которого будет введена к концу 2008 года, Орловского тоннеля. В рамках экономического форума состоялась закладка автомобильного завода «Хендай». В ноябре 2008 года будет открыт второй автомобильный завод – «Дженерал Моторс». Начинается строительство надземного экспресса. До конца 2010 года планируется завершить реконструкцию Новой Голландии, а в 2011 году - строительство Морского пассажирского терминала. Такой прорыв в инвестиционной сфере во многом стал возможен благодаря реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»[26], который в соответствии с требованиями складывающейся ситуации своевременно и квалифицированно, благодаря совместной работе Правительства и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга корректируется[27].
В сфере обеспечения личной и общественной безопасности в Санкт-Петербурге в 2007-2008 годах также принят целый ряд законов, имеющих концептуальное значение.
В частности Законом Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга»[28] не только четко формулируются действия нарушающие тишину и покой в ночное время граждан Санкт-Петербурга на защищаемых объектах в Санкт-Петербурге, но и устанавливаются совершенно конкретные строгие меры административного воздействия на юридических и физических лиц, уличенных в этих нарушениях.
Важной проблемой, стоящей перед Санкт-Петербургом, является сохранение и повышение привлекательности города как туристического центра. Решению данной проблемы может способствовать строительство в Санкт-Петербурге современных транспортных комплексов. Однако только силами государства строительство такого объекта осуществить достаточно сложно. В связи с этим в 2008 году был принят Закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»[29]. Этот закон регламентирует заключение Санкт-Петербургом соглашений с инвесторами в наиболее социально-значимых отраслях - транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение. Закон устанавливает  возможность участия в соглашениях о государственно-частных партнерствах юридических лиц, собственником 100% акций которого является город. Это в значительной степени позволит расширить сферу реализации крупных инвестиционных проектов, подобных Орловскому тоннелю, Западному скоростному диаметру и строительству третьего терминала аэропорта «Пулково», путем вовлечения в оборот имущества крупных городских организаций.
В целях создания необходимой инфраструктуры для перспективного развития города в 2008 году приняты Законы Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство объектов газификации в Санкт-Петербурге в 2007-2008 годах»[30], «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство газопроводов высокого давления через Невскую губу Финского залива в 2007-2010 годах»[31], «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство газопроводов от газораспределительной станции «Лаголово» до юго-западной теплоэлектроцентрали в 2007-2009 годах»[32], «О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство и реконструкция системы теплоснабжения в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга»[33].
Данные законы направлены на проектирование и строительство приоритетных газопроводов, включенных в концепцию генеральной схемы газоснабжения Санкт-Петербурга. При этом реализация указанной Программы будет осуществляться на 50 процентов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и на 50 процентов за счет внебюджетных средств.
В 2007-2008 годах Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят целый свод законов, направленных на дальнейшее углубление процесса разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга, что в конечном итоге позволит значительно повысить качество государственного управления, избежать излишних споров, суеты в процессе принятия важнейших для города решений.
В частности, по закону «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений на территории Санкт-Петербурга» к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования земельных отношений относятся: принятие законов в данной сфере; установление порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга; установление предельных размеров земельных участков, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, принятие решений о создании региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства. Примерно по такой же схеме распределены полномочия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, в области содействия занятости населения в Санкт-Петербурге, в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге[34].
Приведенные выше примеры могут создать впечатление, что основным источником законодательных инициатив выступает Губернатор Санкт-Петербурга. Но это не так. Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга широко используют свое право законодательной инициативы и среди законов Санкт-Петербурга, инициированных депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,  немало действительно серьезных законопроектов, необходимых для становления современной правовой системы.
Например, по инициативе депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга был разработан, рассмотрен и принят закон о социальной поддержке студенческих семей[35], реализация которого может в существенной степени помочь городу в решении демографической проблемы. С 1 января 2009 года семьи, в которых оба родителя (а в неполных семьях - единственный из них), состоящие в законном браке, имеют российское гражданство и учатся впервые по очной форме обучения в вузах или колледжах, будут каждый месяц получать по 2 тыс. рублей на каждого ребенка.
Также депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга инициировали разработку и принятие Закона Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования»[36]. Особенность закона состоит в том, что он содержит приложения с четким перечнем территорий, обладающих официальным статусом зеленых насаждений общего пользования, с указанием их адресов и площади. Наличие такого приложения дает горожанам возможность «де-юре» защищать перечисленные в законе бульвары, скверы и садики от уплотнительной застройки. В создании закона участвовали десятки людей, свою поддержку только в официальных письмах депутатам выразили более двух тысяч петербуржцев. Наверное, ни один закон Петербурга не принимался с таким масштабом общественного участия.
Между тем, необходимо отметить, что какой-либо концепции развития законодательства в настоящее время нет. Оно развивается методом проб и ошибок, а также за счет механического копирования западных образцов. Ясно, что движение по этому пути имеет свои пределы и рано или поздно встанет вопрос: какую правовую систему мы хотим у себя иметь. В 2007-2008 году из 170 рассмотренных Законодательным Собранием Санкт-Петербурга законопроектов Губернатором Санкт-Петербурга отклонено 44 закона. При повторном рассмотрении с изменениями Губернатора Санкт-Петербурга принято в новой редакции 38 законов Санкт-Петербурга и 20 законов Санкт-Петербурга при повторном рассмотрении были отклонены.
Глава города работает фактически как вторая палата парламента, и «вето» Губернатора из исключительного политического события превратилось в рабочий момент законотворческого процесса. Но с другой стороны, существует ряд причин, по которым глава Санкт-Петербурга вынуждена накладывать «вето».
Во-первых, слишком много инициаторов законотворчества. Отраслевые и территориальные органы государственной власти Санкт-Петербурга используют в лоббистских интересах депутатов и депутатские группы, и недоработанные законопроекты идут в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, не имея не только требуемых обоснований, но порой и предмета закона.
Например, законопроект «Об использовании территорий зеленых насаждений общего пользования». С одной стороны, данный закон детально прописывает процент допустимой застройки в зависимости от площади зеленой зоны и площади, занимаемой только насаждениями. С другой - депутаты расширили список объектов, которые допускается строить в зеленых зонах. Они разрешили строить в парках объекты общепита и культовые сооружения. Но, земля, выделяемая под кафе, в результате становится объектом гражданского пользования. Следовательно, владелец может распорядиться ею по своему усмотрению. В итоге вместо закусочной может появиться нечто другое. Как, например, это было на ул. Турку. Под видом строительства спортивного сооружения в зоне общественного отдыха шло строительство многофункционального развлекательного комплекса[37].
Во-вторых, не скоординированные действия различных структур. Если в разработке новых законов будут участвовать наряду с депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и соответствующими отраслевыми органами государственной власти Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, представитель Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга и его аппарат, то главе города будет сложнее отказаться от подписания закона. К тому же следует отметить, что в процессе законотворчества никак не задействован Правовой совет при Губернаторе Санкт-Петербурга, который вполне мог бы осуществлять общественную экспертизу подготовленных законопроектов до внесения их в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга. Ситуация значительно бы улучшилась, если бы Губернатор и Правительство Санкт-Петербурга не было бы критикой и тормозом законодательного процесса, а концентрировало свое внимание на качественной подготовке законопроектов. Конечно же, процент технического брака был существенно сокращен за счет более качественной работы комитетов, комиссий и служб Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и т.д. У законодателей часто не хватает времени и сил, чтобы поинтересоваться, какова материальная база для реализации закона, принят ли пакет подзаконных актов, отменены ли противоречащие ему нормативные акты, а без ответа на них невозможно оценить реальное значение принятого закона, его социально правовой эффект.
Типичным основанием отклонения законов является их противоречие федеральному законодательству и системе действующего регионального законодательства. Реализация многих законов не возможна из-за отсутствия финансовых гарантий. По-прежнему немалое число законов отражает узко отраслевые или корпоративные интересы. Таким образом, налицо снижение уровня законотворческой деятельности, что тормозит проведение экономической и социальной реформ, решение проблем государственного строительства, реализацию основных направлений социально-экономической политики.
Серьезной проблемой регионального законотворчества является исполнение законов. Закон, если даже он воплощает насущные интересы, не будет работать автоматически. Для его реализации требуется особый механизм, который начинает действовать на организационном этапе. Только так государство может воздействовать на государственный механизм и общество в целом с целью установления отношений, предписанных законом. К сожалению, данная проблема усугубляется тем, что очень многие региональные законы рождаются уже «мертвыми» - они просто не работают, не применяются, а некоторые действуют при весьма низком КПД.
Большая проблема – отсутствие должной согласованности в разработке нормотворческих актов между законодательной и исполнительной ветвями власти. Недооценка именно этой стадии приводит к юридическим коллизиям и спорам. Особенно наглядно это проявилось в ходе обсуждения законопроектов, направленных на разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга. Как показывает конкретная практика, предотвратить и пре­одолеть возникающие противоречия легче всего на основе постоянного анализа юридических противоре­чий, применения согласительных процедур.
В практике взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти Санкт-Петербурга есть немало хороших традиций. Одна из них - принятие плана совместной законопроектной работы. Планирование – основа любой деятельности. Особенно деятельности органов государственной власти. Планирование делает процесс принятия властных решений прозрачным и понятным людям. Оно позволяет экономить время и силы, эффективно расходовать имеющиеся ресурсы.
Эпоха принятия быстрых решений в чрезвычайных условиях прошла. Наступило время нормальной вдумчивой работы, ориентированной на результат. Совместный план – важный шаг на этом пути, но не единственный.
Необходима единая городская программа законотворчества, которая должна охватывать как городской уровень законотворчества, так и уровень местного самоуправления. Такой программой может стать план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества должно быть определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на несколько лет вперед. Очевидно, что ни Губернатору, ни Правительству, ни Законодательному Собранию Санкт-Петербурга, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов.


[1] О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы (утратил силу с 11.04.2008 на основании закона Санкт-Петербурга от 20.03.2008 №140-24). Закон Санкт-Петербурга от 15.11.2005 №584-83/Санкт-Петербургские ведомости, №220, 24.11.2005.
[2] О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы. Закон Санкт-Петербурга от 20.3.2008 №140-24/Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №12, 31.03.2008.
[3] Послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга от 23.04.2008. «Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.» // «Петербургский дневник», №16, 28.04.2008.
[4] О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 10.10.2007 №466-92/Санкт-Петербургские ведомости, №198, 22.10.2007
[5] О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2007 №371-77/Санкт-Петербургские ведомости, №138, 30.07.2007.
[6] О социальной поддержке семей работников бюджетных учреждений в Санкт-Петербурге, имеющих (воспитывающих) двух и более детей. Закон Санкт-Петербурга от 17.4.2008 №153-28/ Санкт-Петербургские ведомости, №76, 25.04.2008.
[7] О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 8 октября 2007 года №470-89. // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, №32, 22.10.2007.
[8] О мерах социальной поддержки многодетных семей в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 10 октября 2007 года №466-92. // Санкт-Петербургские ведомости, №198, 22.10.2007.
[9] О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 19 октября 2007 года №464-97. // Санкт-Петербургские ведомости, №204. 30.10.2007.
[10] О целевой программе Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты». Закон Санкт-Петербурга от 19.10.2007 №476-95/Санкт-Петербургские ведомости, №203, 29.10.2007.
[11] О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». Закон Санкт-Петербурга от 02.11.2007 №513-101/Санкт-Петербургские ведомости, №215, 15.11.2007.
[12] О внесении дополнения и изменений в Закон Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга от 10.04.2008 №207-26/Санкт-Петербургские ведомости, №67, 14.04.2008
[13] «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга от 02.07.2007 №318-57/Санкт-Петербургские ведомости, №126, 12.07.2007.
[14] О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 09.07. 2008 №484-81 //
[15] О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с устройством внутренней системы газоснабжения объектов жилищного фонда в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2008 №489-82. //
[16] О порядке управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в собственности Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 06.05.2008 №234-38. // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, №18, 19.05.2008.
[17] О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социального обслуживания населения». Закон Санкт-Петербурга от 02.11.2007 №509-100/ Санкт-Петербургские ведомости, №215, 15.11.2007
[18] О внесении изменения и дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи - доступное жилье». Закон Санкт-Петербурга от 02.11.2007 N 511-99/ Санкт-Петербургские ведомости, N 214, 14.11.2007.
[19] О внесении изменений и дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге на 2002-2012 годы». Закон Санкт-Петербурга от 02.11.2007 №515-102/ Санкт-Петербургские ведомости, №214, 14.11.2007.
[20] О внесении дополнений и изменения в Закон Санкт-Петербурга «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге». Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2007 №671-129/Санкт-Петербургские ведомости, №7, 17.01.2008.
[21] О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области охраны здоровья граждан и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2007 №667-131.// Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №2, 21.01.2008.
[22] О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2008 год. Закон Санкт-Петербурга от 24.01.2008 №712-3. // Санкт-Петербургские ведомости, №19, 04.02.2008.
[23] О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 08.10.2007 года №445-87. // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, №32, 22.10.2007.
[24] О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 №194-32 // Санкт-Петербургские ведомости, №75, 24.04.2008.
[25] Послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга от 23.04.2008. «Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Матвиенко В.И.» // «Петербургский дневник», №16, 28.04.2008.
[26] Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (с изменениями на 10 апреля 2008 года). Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 №627-100. // Санкт-Петербургские ведомости, №244, 28.12.2006.
[27] О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Закон Санкт-Петербурга от 10.04.2008 №205-25. // Санкт-Петербургские ведомости, №66, 11.04.2008.
[28] О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административной ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время на территории Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга от 09.07.2008 года №474-77. //
[29] О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах. Закон Санкт-Петербурга от 10.4.2008 №205-25 // Санкт-Петербургские ведомости, №66, 11.04.2008.
[30] О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство объектов газификации в Санкт-Петербурге в 2007-2008 годах». Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 №410-78. // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №40, 08.10.2007.
[31] О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство газопроводов высокого давления через Невскую губу Финского залива в 2007-2010 годах. Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 года №414-80// Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №40, 08.10.2007.
[32] О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство газопроводов от газораспределительной станции «Лаголово» до юго-западной теплоэлектроцентрали в 2007-2009 годах». Закон Санкт-Петербурга от 26.09.2007 №412-79. // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №40, 08.10.2007.
[33] О целевой программе Санкт-Петербурга «Строительство и реконструкция системы теплоснабжения в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга от 08.10. 2007. №474-90. // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №42, 22.10.2007.
[34] О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обращения с отходами производства и потребления в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 06.05.2008 №254-41 // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, №18, 19.05.2008.
[35] О дополнительной мере социальной поддержки студенческих семей в Санкт-Петербурге. Закон Санкт-Петербурга от 02.07.2008 №390-63 // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, №26, 14.07.2008.
[36] О зеленых насаждениях общего пользования (с изменениями на 6 мая 2008 года). Закон Санкт-Петербурга от 8.10.2007 №430-85 // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга, №32, 22.10.2007.
[37] «Зеленые» опасаются закона/ Деловой Петербург (Санкт-Петербург), №048 / 22.03.2006; стр. 27.




Актуально
Правительство
Моя команда
Законодательное Собрание
Документы ЗС
Научная деятельность
Библиография
Финансовое право
Статьи
Публикации в СМИ
Опросы
Фото-архив
Биография
Обратная связь
Контакты





Создание сайта
РА АДВЕКОН

Advecon

Все права защищены © 2004-2006. Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации сайта
Электронная почта: 1151679@mail.ru